Форумы » Традиции

Какими бывают семейные традиции?

    • 43 сообщения
    12 июня 2014 г. 23:42:59 MSK

    традиции

    1. Совместные завтраки, обеды, ужины.
    Не обязательно собираться за столом всей семьей каждый раз, когда пора поесть. Пусть это будет завтрак или ужин, когда родители и дети, сидя за одним столом будут обсуждать планируемые события, или то, что произошло за день.

    2. Утренняя зарядка.
    Это могут быть пробежки в парке или "присели - подпрыгнули" дома всей семьей.

    3. Совместный отдых.
    Сезонные пикники или походы, дачные работы с обязательным отдыхом после, велосипедные прогулки, катания на коньках, санках, роликах, посещение выставок, спектаклей, концертов, рыбалка,выезды на моря и озера, к бабушке, в другой город на выходные. Что угодно, главное, чтобы было весело и интересно, а главное - вместе.

    3. Личные семейные праздники.
    Годовщина свадьбы, дня, когда папа и мама встретились, дни рождения, крестины. Всё это должно непременно помниться и праздноваться в семейном кругу. Рассказы о том, где и как познакомились дедушка с бабушкой, станут интересным фактом, а может, даже и легендой для следующих поколений.

    4. Украшение дома.
    Различные праздники еще больше сблизят членов семьи, если к этим праздникам подойти с умом и, воспользовавшись поводом, проявить все свои творческие навыки.

    5. Субботники.
    Уборка дома от пыли, ненужных вещей, завалов на балконе не только станет большой помощью маме, но и создаст атмосферу общности и заботы о "родном гнезде".

    6. Покупки всей семьей.
    Такое банальное дело, как покупка продуктов и необходимых предметов быта, можно превратить в настоящее событие, если в нём примут участие все члены семьи. Главное - контролировать запросы детей и заранее предупредить их о необходимости вести себя хорошо.

    7. Рукоделие.
    Для того, чтобы дети приучались к труду и умели быть самостоятельными, родителям необходимо проявлять внимание к этому важному аспекту. Совместный проект очень сближает детей и родителей.

    8. Ведение семейных альбомов.
    Для ведения хроники вашей семейной жизни всего то и надо, что фотоаппарат, альбом и повод для хорошей семейной фотографии. Поводы можно создавать самим или ловить случайные красивые моменты. Главное, чтобы Вы и ваши родные помнили эти моменты и дорожили ими.


    Это сообщение было отредактировано Дмитрий Грин в 3 июля 2014 г. 21:41:27 MSK
  • 12 августа 2014 г. 19:22:28 MSK
    СОБРАНИЕ РУСКИХ ПОСЛОВИЦ

    О хозяине дома

    Без хозяина двор плачет, а без хозяйки - хата.
    Любой двор хозяйским глазом держится.
    У хорошего хозяина и соломинка не пропадет.
    Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не заканчивает.
    Привыкай к хозяйству смолоду, то не будешь знать на старость голода.
    Работай во дворе, будет и в каморе.
    О чем не позаботишься глазами, за то ответишь плечами.
    На черной земле белый хлеб родит.
    Где хозяин хорошо трудится, там всё в поле изобильно родится.
    Где хозяин не ходит, там поле не родит.
    Там ся хорошо деет, где двое орят, а третий сеет.
    А вот поговорки о том, насколько важны обучение и ум для мужчины:
    Без ума ни топором рубить, ни лыка вязать.
    У умелого и долото рыбу ловит.
    Век живи - век учись.
    Ученому - свет, неученому - тьма.
    Хорошо того учить, кто хочет все знать.
    Голова без ума, что светильник без свечи.
    Смотрит редко, да часто видит.
    Выговор мудрого больше стоит, чем поощрение дурного.
    За битого двух небитых дают, да и то не берут.
    За одного ученого дают десять неученых.
    Знания делают жизнь прекрасной.
    И с седой бородой не всегда ум приходит.
    Спрашивай людей, а свой ум имей.
    Мудрый не всё говорит, что знает, а дурак не все знает, что говорит.
    Мудрым никто не родился, а обучился.
    Обучай других, и сам обучишься.
    Наука в лес не ведет, а из леса выводит.
    Науки ни вода не затопит, ни огонь не сожжет.
    Незнайка на печи лежит, а Знайка по дороге бежит.
    Нелай сыну богатства, а желай ума.
    Спрашивай не старого, а бывалого!
    Одна умная голова - хорошо, а две - ещё лучше.
    Око видит далеко, а ум - ещё дальше.
    Побеждай трудности умом, а опасности - опытом!
    Птица красна своими перьями, а человек - знаниями.
    Нужно умом надточить, где сила не возьмет.
    У соседа ума не одолжишь.
    Всякому на старость ума прибавится.
    Ученый идет, а неученый следом спотыкается.
    Учись, на старость будет, как находка.
    Умный отец сына спросить не срамится.
    Умный всему толк дает.
    Сила без головы шалеет, а ум без силы млеет.
    Сила и ум - красота человека.
    Сила уму уступает.
    Старого воробья на полове не обманешь.
    Хороший рыбак по клеву должен знать, как рыбку звать.
    Кто хорошо учится, тот и хорошо трудится.
    Кто знания имеет, тот и стену одолеет.
    Кто людей спрашивает, тот и ум имеет.
    Кто хочет много знать, тому нужно мало спать.
    Человек уму учится целый век.
    Почитай учителя, как родителя.
    Как голова седеет, так человек мудреет.

    СКРЫТЫЙ СМЫСЛ

    Пьяному море по колено, а лужа – по уши.
    В здоровом теле здоровый дух – редкая удача.
    Повторенье – мать ученья и прибежище для леньтяев.
    Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет тому оба.
    В семье не без урода, а из-за урода всё не в угоду.
    Голод не тётка, а родная мать.
    Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.
    Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить.
    Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт.
    Аппетит приходит во время еды, а жадность - во время аппетита.
    Как с гуся вода, с тебя худоба (банная поговорка).
    Где кто родится, там и пригодится. 
    И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит.
    Добрый совет ко времени хорош. 
    Всяк правду ищет, да не всяк её творит. 
    Всякая птица своё гнездо любит. 
    Где сосна взросла, там она и красна. 
    За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё. 
    Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 
    Живем хлеб жуем - а иногда и подсаливаем.
    Чудеса в решете - дыр много а выскочить не куда.
    Дело мастера боится - но и мастер дело боится.
    Ласковый телёнок двух маток сосет, а бодливому и одна недает.
    Язык мой враг мой - прежде ума глаголит.
    Не рыба не мясо - не кафтан не ряса.
    Рука руку моет - а вор вора кроет.
    Рука руку моет - и обе белы живут.
    От корма кони не рыщат, а от добра добра не ищют.
    Утро вечера мудренея - трава соломы зеленея.
    За битого двух небитых дают и то не берут.
    Двое третьего ждут, а семерого одного не ждут.
    Как ударишь, так и получишь – тем же концом по тому же месту.
    Не рой другому яму, сам туда попадёшь.

    АЛКОГОЛЬ

    Был Иван, а стал Болван, а все винцо виновато.
    Вешний путь не дорога, а пьяного речь - не беседа.
    В луже водки и богатыри тонут.
    Водку пить себя губить.
    Водка не лечит, а калечит.
    Водка Без огня разум сожжет.
    Вино полюбил семью разорил.
    Вино приходит стыд уходит.
    Где винцо, там и горюшко.
    Голод да холод дорогу в кабак протоптали.
    Где опьянение, там и преступление.
    Кабак построили горе да Беда.
    Кто бражкой упивается, тот слезами умывается.
    Кто вино любит свое сердце губит.
    На пьяницу в семь сох не напашешься.
    Пить да гулять добра не видать.
    Пьяница в народе, что сорняк в огороде.
    Пьяный решетом деньги мерит, а проспится, не на что и решето купить.
    Пьяница не сам идет его хмель ведет.
    Река с ручья начинается, а пьянство с рюмочки.
    С водкой дружить здоровье прожить.
    Стаканчики да рюмочни доведут до сумочки.
    Стаканчики граненые, а хата разваленая.
    У пьяного семь клетей, а проспится один плетень.
    У трезвого кулаки дерево рубят, у пьяного и топор не берет.
    Хватил винца не стало молодца.

    Это сообщение было отредактировано ♥ Алёна - Lisa в 20 апреля 2016 г. 22:15:03 MSK
  • 12 августа 2014 г. 23:54:21 MSK
    СЛАВЯНСКОЕ ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

    Выбирая имя, мы выбираем Стезю. Принятие нового имени подобно Новому Рождению, новому шагу в Неизведанное. Сделав этот шаг, мы уже никогда не будем прежними.

    Имя — это ключ, отмыкающий врата Родовой Памяти. Услышав имя в Духе, Волхв, совершающий Обряд Имянаречения, или сам нарекаемый, которому «открылось» его имя, произносит его вслух, соединяя тако Мир Яви Земной и Мир Духа. Так нарекающий уподобляется Самому Отцу-Сварогу, сотворившему некогда наш Мир, а нарекаемый — рождающемуся Новому Миру.

    Не следует нарекать и нарекаться именем всуе. Если есть сомнения касательно предстоящего Пути, тогда лучше повременить до обретения ясности либо испросить Волю Богов. Ибо имя, рождённое от маяты мирской, — маятно, а рождённое от Богов — Богово.
    Имена бывают:

    1) Указующие Путь. Так, например, ещё неопытный в ратайском (воинском) ремесле юноша, желая стать великим воином, принимает имя Громобой и, стремясь соответствовать ему, в конце концов, достигает успеха.

    2) Соответствующие Пути. Так, например, добрый человек принимает имя Доброслав, которое соответствует его природе.

    3) Обережные. Так, например, человек, уже имея сущностное имя, принимает сверх того обережное имя, обозначающее какое-либо Природное явление (Буря, Ветер...), или прозвище какого-либо животного (Волк, Тур...), которое защищает его от Смерти на поле боя, от болезни и т.д. Обережное имя принадлежит как бы не самому человеку, а его тонкоматериальному двойнику — искусственно созданному ведогону, который первым принимает на себя все удары Судьбы, выпадающие на долю человека.
    Тако же имена бывают:

    1) Детские и взрослые;

    2) Временные и постоянные;

    3) Сословные и посвятительные;

    4) Тайные и явные;

    И т.д.

    Часто человек нарекается именем, в котором присутствует корень Имени Того из Родных Богов, Чей Святодень наиболее близок дате его Рождения, либо Того, Кто покровительствует сему времени года или Небесному (Звёздному) Чертогу, под покровительством которого рождён данный человек. Иногда рождённый под покровительством Богов одного Небесного Чертога, желая по каким-либо причинам изменить свою Судьбу, проходит Обряд Имянаречения в другое время года, переходя таким образом под покровительство Богов другого Небесного Чертога.
    Двенадцать Небесных, или Звёздных, Чертогов суть:

    1) Чертог Огнебога Сварожича (Овен): 21 березозола/марта — 20 цветня/апреля;

    2) Чертог Земун Коровы Небесной (Телец): 21 цветня/апреля — 21 травня/мая;

    3) Чертог Ярилы и Костромы (Близнецы): 22 травня/мая — 21 кресня/июня;

    4) Чертог Купалы (Рак): 22 кресня/июня — 23 липня/июля;

    5) Чертог Даждьбога (Лев): 24 липня/июля — 23 серпня/августа;

    6) Чертог Рода и Рожаниц (Дева): 24 серпня/августа — 23 вересня/сентября;

    7) Чертог Велеса Вещего Судии (Весы): 24 вересня/сентября — 23 листопада/октября;

    8) Чертог Ящера (Скорпион): 24 листопада/октября — 22 грудня/ноября;

    9) Чертог Кощея-Корочуна (Стрелец): 23 грудня/ноября — 21 стужня/декабря;

    10) Чертог Коляды (Козерог): 22 стужня/декабря — 20 сечня/января;

    11) Чертог Велеса Сивого Яра (Водолей): 21 сечня/января — 19 лютня/февраля;

    12) Чертог Лели-Девы (Рыбы): 20 лютня/февраля — 20 березозола/марта.
    2. Слово об Имянаречении

    Обряд Имянаречения может весьма разниться по форме в зависимости от обстоятельств данного события. Так, например, Имянаречение новорождённого ребёнка будет отличаться от Имянаречения юноши, входящего в Род на правах взрослого сородича; воинское Имянаречение будет отличаться от Волховского, а мужское — от женского.

    Тем не менее, существует ряд общих действ, входящих в состав Обряда, которые в той или иной степени присутствуют во всех вышеуказанных видах Имянаречения. Оные действа суть:

    1) Оберег места, на котором будет проводиться Обряд. Как правило, сведущий человек (Волхв либо Жрец), проводящий Имянаречение, очерчивает коло нарекаемого обережный круг, двигаясь посолонь и проводя по Земле зримую либо условную черту своим Жреческим Посохом либо остриём кованого оружия (меча, ножа, секиры...). Когда круг замкнётся, нижний конец посоха либо острие оружия очищают, поваживая над пламенем Огня (как правило, нарекаемый располагается лицом к Огню).

    2) Оберег нарекаемого. Перед началом Обряда нарекаемый встаёт на одно колено перед Огнём либо Божницей. (На оба колена Рус и Славянин не встаёт ни перед кем, на одно колено — встаёт перед Родными Богами и Предками, почитая тако Их Силу и Мудрость.) Под колено ему постилают чистый рушник либо кладут оструганное полено. Воинское Имянаречение проводится, как правило, на щите круглой формы. Имянаречение новорождённого — на рубахе либо портах его отца.

    3) Обряд очищения. При необходимости и по личному желанию нарекаемого над ним проводят Обряд очищения Огнём и Железом. Сведущий человек, проводящий Обряд, отсекает «Сварожьим Железом» (как правило, кованым ножом либо топором) все «сглазы и наузы, все зароки и притороки» с нарекаемого, после чего — подносит ему чашу с горящим в ней Огнём. Нарекаемый водит над пламенем обеими ладонями, очищая их тако от всякой скверны, затем «черпает» Огонь и «умывает» им сначала лицо, затем всю голову и особенно макушку (родник-колород — макушечный узел яри, «ответственный» за связь человека с Родом). Очищение помогает избавиться от многих болестей и хвороб, тяготящих душу прежних связей и ложных Мировоззрений. В завершение оного нарекаемый рвёт свою старую рубаху, бросает её через левое плечо, после чего — топчет ногами, говоря при этом:

    ПРОЩАЙ ЖИЗНЬ СТАРАЯ!

    ЗДРАВА БУДИ ЖИЗНЬ НОВАЯ!

    ГОЙ!

    4) Причащение Стихиями. Сведущий человек, ведущий Обряд, обсыпает нарекаемого зерном, символизирующем Землю (так, чтобы несколько зёрен непременно остались на макушке), речёт слова:

    КАК ЩЕДРА И МОГУТНА

    МОГУТНА ДА ТРИМОГУТНА МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ1

    ТАКО ЖЕ БУДЬ И ТЫ!

    ГОЙ!

    Затем — трижды окропляет нарекаемого чистой Водой (так, чтобы несколько капель непременно остались на макушке), речёт слова:

    КАК ЧИСТА ЭТА ВОДА

    ТАК БУДУТ ЧИСТЫ ТВОИ ОЧИ!

    КАК ЧИСТА ЭТА ВОДА

    ТАК БУДУТ ЧИСТЫ ТВОИ ПОМЫСЛЫ!

    КАК ЧИСТА ЭТА ВОДА

    ТАК БУДЕТ ЧИСТО ТВОЕ СЕРДЦЕ!

    ГОЙ!

    Затем — обносит нарекаемого Огнём, речёт слова:

    КАК ЯР И СВЕТЕЛ ОГОНЬ СВАРОЖИЧ

    КАК В ЯВИ ОН ЯСНО СВЕТИТ

    ОГНЕМ СВОИМ НАМ ТЕПЛО ДАРИТ

    А ИНШЕЕ В ПРАХ ОБРАЩАЕТ

    ТАКО ЖЕ БУДЬ И ТЫ!

    ГОЙ!

    И, наконец, подувая на темя нарекаемого, — речёт:

    А ДУХ РОДОВ САМ РОД ВДОХНУЛ!

    ГОЙ!

    5) Представление Отцу-Сварогу и Ладе-Матушке. Простирая длань десницы над макушкой нарекаемого, Жрец трижды «прогуживает» Священный Слог «ГОЙ» (если нарекаемый — мужского пола) или «МА» (если — женского).

    6) Собственно Имянаречение. Простирая десницу от Сердца к Солнцу, Жрец трижды громогласно восклицает:

    НАРЦЕМО ИМЯ ТЕБЕ: [ИМЯРЕК]!

    ГОЙ!

    7) Перепоясывание. На Обряд Имянаречения нарекаемый приходит распоясанным. Получив имя, человек заново перепоясывается (как правило, его перепоясывают Жрецы), что символизирует собой его «Новое Рождение» и вхождение в Род.

    8) Первая Треба наречённого. После наречения Жрец своим посохом или железным остриём оружия разрушает обережный круг. Затем, обращаясь к наречённому, предлагает ему восстать на ноги, восславить Родных Богов и Предков и принести Им первую Требу.

    9) Прославление наречённого. Все собравшиеся сородичи, по знаку Жреца, трижды славят наречённого:

    [ИМЯРЕК] — СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

    ГОЙ!

    10) Окликание. Когда наречённый выходит с Капища, сородичи окликают его по имени, после чего здороваются с ним, как при первой встрече, и поздравляют, как на день Рождения. Затем наступает пора дружеского общения, Братчинного пира и т.д.
    3. Вещие слова на Имянаречение

    1. ПОЯС-ПОЯС-ПОЯСОК ЗЛАТОВИТЫЙ КОЛОСОК

    ВО РДЯНЫ ЦВИТЫ БОГАТО УВИТЫЙ

    СОБЕРИ СИЛУ ЯРЬЮ ОГРАДИ ЗЛОБУ НАВЬЮ

    СПОДЕВАЙСЯ ОПОЯСЫВАЙСЯ

    ДЕСНИЦЕЙ ПЕРУНОВОЙ ШУИЦЕЙ ВЕЛЕСОВОЙ

    ПРАВИ ДА ЛАДИ А ТАКО БУДИ

    ЛЕГЧЕ ГУСЬЕГО ПЕРА КРЕПЧЕ ВОСТРА ТОПОРА

    ПРЕДКИ ИМЕНЕМ РОДОВЫМ НАРЕКАЛИ

    СВАРОГ ДА ЛАДА БЛАГОСЛОВЛЯЛИ

    ПЕРУН ДА ВЕЛЕС ПОНАДЕВАЛИ

    А ДЕД НАШ ДАЖДЬБОГ ОПОВЯЗУЕТ!

    НОСИ НА ЗДРАВИЕ!

    ГОЙ!

    2. КАК БОГАТА ДА ЩЕДРА МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ

    КАК СИЛЬНА ОНА ДА МОГУТНА

    МОГУТНА ДА ТРИМОГУТНА

    ТАКО ЖЕ БУДИ ТЫ!

    КАК ЧИСТА ВОДА

    ТАКО ЖЕ ДА БУДУТ ЧИСТЫ ТВОИ ОЧИ!

    КАК ЧИСТА ВОДА

    ТАКО ЖЕ ДА БУДУТ ЧИСТЫ ТВОИ ПОМЫСЛЫ!

    КАК ЧИСТА ВОДА

    ТАКО ЖЕ ДА БУДЕТ ЧИСТО ТВОЕ СЕРДЦЕ!

    КАК СИЛЕН ДА СВЕТЕЛ ЯРЫЙ ОГОНЬ

    ТАКО ЖЕ БУДИ ТЫ!

    А ДУХ РОДОВ САМ РОД ВДОХНУЛ!

    ГОЙ!

    3. БУДИ БОГАТ[А] КАК ЗЕМЛЯ

    БУДИ ЧИСТ[А] КАК ВОДА

    БУДИ ЯР[А] КАК ОГОНЬ

    БУДИ БЫСТР[А] КАК ВЕТЕР!

    ВО СЛАВУ РОДА!

    ВО СЛАВУ РОДНЫХ БОГОВ!

    ВО СЛАВА РОДНОЙ ЗЕМЛИ!

    СЛАВА [ИМЯРЕК]!

    СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

    ГОЙ!

    4. БУДЬ СИЛЁН КАК ОГОНЬ

    БУДЬ ЗДОРОВ КАК ВОДА

    БУДЬ БОГАТ КАК ЗЕМЛЯ

    БУДЬ СЛАВЕН КАК СОЛНЦЕ!

    ГОЙ!

    5. РЕЧЕМ ИМЯ СВЯТО СЛОВО

    РЕЧЕМ СЛОВО ИМЯ СВЯТО

    РЕЧЕМ СВЯТО ИМЯ СЛАВНО

    РЕЧЕМ ИМЯ СВЯТО БОЖСКО!

    СЛАВА [ИМЯРЕКУ]!

    СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

    ГОЙ!

    6. ПРОЩАЙ ЖИЗНЬ СТАРАЯ!

    ЗДРАВА БУДИ ЖИЗНЬ НОВАЯ!

    ГОЙ!

    Ведающему — достаточно.

    Слава Роду!
  • 23 октября 2014 г. 7:04:06 MSK
    «Перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. Зачем???

    Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.

    Печь, как уже упоминалось, в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.

    При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри.
    Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.

    Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня.
    В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.

    Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.

    Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.

    Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь.

    Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи.

    Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.

    Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери .

    «В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно. – Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка – Я, кума – (называет себя по имени) – Более никого? продолжает спрашивать первая – Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая – Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка – Рада бы бросить да не могу, слышится из избы – Да почему? – Если выкину ее поганую, то и дите-чадо прийдется выкинуть: она у нем сидит – Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы».

    После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: « – А что ты, кума, делаешь? – Сухотку запекаю <…> – А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку – А чтож? – отвечает баба, - и Ванькю не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить – Ее запекай, а Ваньку мне продай».

    Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.

    Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья - мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы

    Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет:

    «Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, согласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто».

    Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров.

    Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов - очищение огнем.

    А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь.

    Случалось, что ребёнок умирал, когда его еще не успевали отвязать от лопаты. При этом свекровь на плач снохи говорила:

    «Знать, ему не жить, а кабы перенес, так стал бы, знаешь какой крепкий после этого»…

    Следует отметить, что обряд «перепекания» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В.И. Валеева (1928 г.р.), «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было.

    Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем - сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать». По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку».

    По мнению Владимира Ионовича, его брата лечили от худосочия. До сих пор Николай здравствует, чувствует себя прекрасно, ему более 60 лет.

    Давно замечено, что в тяжелые годы испытаний и лихолетья, когда у людей постепенно теряется всякая надежда на выход из создавшегося положения, когда нависает какая-нибудь страшная опасность, из глубины веков вдруг начинают всплывать, казалось бы, давно забытые обряды и обычаи. Люди как бы внезапно вспоминают, как поступали их деды и праде­ды в аналогичных ситуациях.

    Русских печек становится все меньше. Детская смертность, что ни говори, гораздо ниже, чем в стародавние времена, но больных детей рождается всё больше...
    Младенцев в наши дни не перепекают (разве что кладут в инкубатор).

    Зачем же вспоминать «старину седую»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку?
    Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.

    Таким образом, помещение ребенка в печь, помимо сжигания болезни, могло символизировать одновременно:

    повторное «выпекание» ребенка, уподобленного хлебу, в печи, являющейся обычным местом выпечки хлеба и одновременно символизирующей женское чрево;

    символическое «допекание» ребенка, «не долеченного» в материнской утробе;

    временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируемое печью, и его второе рождение;

    временную смерть ребенка, его пребывание в ином мире, символизируемом печью, и возвращение в этот мир.
    ...Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек...
     
  • 7 февраля 2015 г. 12:48:53 MSK
    КАК НА РУСИ ОТЛИЧАЛИ ДЕВИЦУ ОТ МУЖНЕЙ ЖЕНЫ

    Понять, замужем девушка или нет можно по кольцу или через страницу в социальной сети. Раньше же отличительных признаков было намного больше. Мы расскажем, как можно было легко и быстро узнать статус незнакомой девушки на Руси.

    1. По головному убору
    Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса. 

    Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку все у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть ее красоту, на радость добрым молодцам. 

    После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» — вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.

    2. По венцу
    Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец — символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). 

    Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем. Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. 

    Само слово «венец» происходит от русского «венить», то есть «заниматься жатвой». Жатва — вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу «на вено» ("на жатву"), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания.

    3. По серьгам
    На Руси была традиция, связанная с ношением серёжек: у девиц и замужних они отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь. 

    Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче — по статусу.